home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    загадка

    Значение слова загадка

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    загадка ж. 1) Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать. 2) То, что непонятно и требует решения или разъяснения.

    Орфографический словарь

    загадка заг`адка, -и, р. мн. -док

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    ЗАГАДКА, -и, ж. 1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намеками,чего-то недо говаривая). 2. перен. Нечто необъяснимое, непонятное. Где онпропадает - это з. Загадки природы (ее необъясненные явления). Этот человекдля меня з. ЗАГАДОЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Непонятный, труднообъяснимый;многозначительный и таинственный. Загадочное явление. Загадочное выражениелица. Загадочно (нареч.) вести себя. II сущ. загадочность

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ЗАГАДКА загадки, ж. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, к-рые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется - разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Наша страна всё еще загадка для Европы. Левин старался понимать и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него. Л. Толстой. говорить загадками - говорить намеками, обиняками, недоговаривать.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древнейших З. отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей обстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишь ее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образный язык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума. В древности З. приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда": отгадывание З. ведет к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр., при встрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З. составляет весьма распространенный мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература "вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов и в индийской поэзии, и в Эде, в Калевале встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с З. в общем примыкают к циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, "Объяснение малорусских и сродных народных песен", т. II, XLVIII и L, 1887). Несравненно меньше известно сказок с З.; некоторые недавно записаны Манжурой ("Сборник харьковского историкофилологического общества", т. III, 1890). Есть и З. в чисто сказочной форме; этих еще меньше (у Афанасьева ј 185). По своей форме народные З. примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: "Сидит на овчине, а бьет соболей" (промышленник). В более позднее, христианское время, под влиянием чтения книг священного писания, где З. местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат "мудрые вопросы" о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из герм. поэзии сюда относится Вартбургская война (V, 550) и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в З. между многостранствовавшим путником и хозяином; на русской почве - стих о Голубиной книге (IX, 116), Беседа трех святителей (III, 627), Пчела, Даниил Заточник. У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З. (ср. Ohlert, "Ratsel und Gesellschafts Spiele der alten Griechen", Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Виргилий, и Цицерон забавлялись, в часы досуга, сочинением З. В ХVII в. вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З. Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано. и др. нем. поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З. составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.), в основу ее положена одна из наиболее характерных народных З., с мифологическим содержанием - малорусская: "Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский" (т. е. месяц, пасущий звездное стадо). Научное собирание народных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837); затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских З.: Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841); А. Сементовский, "Малороссийские и галицкие З. " (Киев, 1851 и СПб., 1872); Худяков, "Великорусские З." (М., 1861); В. Даль, "Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,.. З., поверий и проч." (М., 1862 и СПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские Губ. Ведом.", 1864, ј 35 - 39, 44 и 45 и 1865, ј 2 - 5; преимущественно книжные З.); Номис (M. Т. Симонов), "Украiиньскi присказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864 - до 500 З.); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в зап. русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872); Д. Садовников, "З. русск. народа" (СПб., 1875, 2504 З.); Романов, "Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886); М. Комаров, "Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлянь" (Од., 1890); П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск. населения Сев.-Зап. края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып. 3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin изд. "Recueil des enigmes de се temps" (1646), a Menetrier составил "Traite des enigmes" (1694). Старинные нем. З. издал Simrock, "Deutsches Ratselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.: Ohnesorg, "Sphinx" (Б., 1833 - 35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Ratselschatz" (Штутг., 1874). З. встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли; см., напр., якутские З. в "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк., 1890). Ср. Friedreich, cGescbichte des Ratsels" (Дрезд., 1860).

    Современный толковый словарь

    ЗАГАДКА , жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

    Cловарь синонимов Н. Абрамова

    Загадка , задача, шарада, ребус. См. задача

    7 букв в слове "загадка": а а а г д з к.

    Слова, образованные из 7 букв слова загадка:

    а аа ага ад ада аз аза азад ак ака га гааз гад газ газа гак да даг дак за зад зак зака зга ка кага
    Слова из слова загадка, по длине

    Слова, связанные со словом загадка:
    Слова, начинающиеся на загадка
    Слова, содержащие загадка
    Слова, оканчивающиеся на загадка
    Слова из слова загадка, если изменить одну букву
    Слова на за
    Слова заканчивающиеся на ка
    Слова начинающиеся на заг
    Слова с дка в конце
    Слова из 7 букв, слова на букву з