home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    любовь

    Значение слова любовь

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    любовь ж. 1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте. 2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.

    Орфографический словарь

    любовь люб`овь, любв`и, тв. люб`овью

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    ЛЮБОВЬ, любви, те. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение,сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви.Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (залюбимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать,сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая,романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи).Склонить к любви. Любовью не шутят(посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.).Дитя любви (о желанном и любимом ребенке). Л. зла (отом, что любимого не выбирают). 2. Чувство глубокого расположения,самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, кдетям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу слюбовью (любовно). 3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л.к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытываетвлечение, расположение). Он (она) - его (ее) первая (или последняя) л. Он ееочередная л. 5. Пристрастие, вкус2 к чему-н. Л. к спиртному, к сладкому, кнарядом, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.).Заниматься любовью. * Тайная любовь - 1) скрываемые любовные чувства; 2)внебрачные любовные отношения. Совет да любовь! (разг.) - пожеланиеблагополучия вступающим в брак. Крутить любовь (прост.) - об ухаживаниях. IIприл. любовный, -ая, -ое (к 1,2 и 6 знач.). Любовные похождения. Любовноепризнание. Любовное письмо (с признаниями в любви). Любовный напиток(возбуждаемый любовь; устар.).* Любовные игры - у животных: поведение вбрачный период. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Склонный кприобретению новых знаний, пытливый. Л. ученик. Л. ум. II сущ.любознательность, -и, ж.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ЛЮБОВЬ любви, твор. любовью, ж. 1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. ||Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Любовь - влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можно логически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежели получает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая более получает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., в которой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуют три главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно: Л. родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Все три вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый вид представляется здесь преимущественно Л. материнскою (в силу непосредственной физической связи самки с детенышами), но у высших животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении. Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи и принимает характер как бы религиозный: такова привязанность некоторых мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно же преданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животных особь имеет значение только как орудие для увековечения рода, причем естественно самка первенствует; взаимность является здесь только на мгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки, пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих) наблюдается более устойчивая половая связь, соответственно возрастающему участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те же три главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков, а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозного развития человечества. Родительская Л. или попечение старших о младших, защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество и постепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец, половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражением личного самоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и более понимается как совершенная полнота жизненной взаимности, и чрез это становится высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношение между Богом и избранною народностью изображается преимущественно как союз супружеский (и отступление народа от своего Бога - не иначе, как блуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и Церковь, и завершение истории изображается как брак "Агнца" с Его невестою - просветленною и торжествующею церковью "Нового Иерусалима", соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся в такое же отношение к местным общинам (отсюда выражение: вдовствующая церковь). Таким образом идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. С точки зрения нравственной философии, Л. есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в Л. родительской; 2) благоговение (pietas), преобладающее в Л. сыновней и вытекающей из нее религиозной и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое, в соединении с двумя первыми элементами - жалостью и благоговением - образует человеческую форму половой или супружеской Л. (материя же ей дается физическим влечением, актуальным или потенциальным). В истории религий Л. дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения - в языческом фаллизм ( еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы напр. индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения - в христианской agaph. Естественно, что и в истории философии понятие Л. занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла Л. (jilia) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона Л. есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте". Это эстетическое значение Л. было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данта. Вообще в средние века Л. была предметом религиозной мистики с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервосский и особенно Бонавентура, в его соч. "Stumulus amoris", "Incendiuam amoris", "Amatorium") и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой Л., в смысле гармонического соединения всех трех ее элементов: благоговения, жалости и стыдливости. В эпоху Возрождения (кончая Джордано Бруно) Л. опять становится предметом философских умозрений в духе платонизма. В новой философии своеобразное понимание Л. представляет Спиноза, отождествляющий ее с абсолютным познанием (amor Dei inteIleclualis) и утверждающий, что философствовать есть ничто иное, как любить Бога. В новейшей философии следует отметить остроумную, хотя и неосновательную теорию половой Л. у Шопенгауэра ("Меtaphysik der Liebe" в "Parerga u. Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и vice versa), то значит, он именно с нею может в данных условиях произвести наилучшее потомство. Ни малейшего подтверждения в действительном опыте этот взгляд не находит. Более верные и глубокомысленные указания и намеки (без ясной и последовательной системы) можно найти у Франца Баадера ("Erotische Philosophie" и др.). Вл. С.

    Современный толковый словарь

    ЛЮБОВЬ , интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности.;
    ЛЮБОВЬ (Агапе) Римская (ум . ок. 137), 9-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Надеждой) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября.

    Cловарь синонимов Н. Абрамова

    Дружба , дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе. Лады всего дороже. "Обольщенный моею славою, он стал было искать моего дружества". Пушк. Прот. <Вражда>. Ср. <Любовь, Согласие и Союз>. || быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу, сводить дружбу

    6 букв в слове "любовь": б в л о ь ю.

    Слова, образованные из 6 букв слова любовь:

    бо боль бою бью бюлов вл во вобью вол волью волю вою вью лоб лов ловь ль лью люб любо об обл обь обью ов овью ол юл
    Слова из слова любовь, по длине

    Слова, связанные со словом любовь:
    Слова, начинающиеся на любовь
    Слова, содержащие любовь
    Слова, оканчивающиеся на любовь
    Слова из слова любовь, если изменить одну букву
    Слова на лю
    Слова заканчивающиеся на вь
    Слова начинающиеся на люб
    Слова с овь в конце
    Слова из 6 букв, слова на букву л