home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    мурильо

    Значение слова мурильо

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Мурильо (Бартоломе Эстебан Murillo) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в ее неудовлетворительности. Желание отделаться от нее и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк Веласкес доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной мастерской техникой, оказал сильное влияние на его развитие. В 1645 г. М. возвратился в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: "Св. Диего насыщает нищих" (в Мадридской академии художеств), "Чудо св. Диего" или так наз. "Кухня ангелов" (в Луврском музее в Париже), "Кончина св. Клары" (в Дрезденской галерее), "Чума" (у герц. Поццо-диБорго, в Париже) и "Св. Диего, превращающий хлеб в розы" (у Ч. Куртиса, в НьюЙорке). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер М., берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Значительно плавнее и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора "Св. Леандр" и "Св. Исидор" (оба в ризнице этого собора), и два главных в ряду произведений средней поры его деятельности полотна: "Рождество Богородицы" (1655, в Луврском музее) и "Видение св. Антония Падуанского" (1656, в севильском соборе). В 1665 г. М. был занят работами для севильской церкви С.-Mapия-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: "Торжествующая Церковь" (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), "Непорочное зачатие" (в Луврском музее), "Основание базилики С.-Mapия-Маджоре, в Риме" (в Мадридской академии художеств) и "Сон римского сенатора" (там же). В 1668 г. из-под кисти М. вышла великолепная "Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на нее, святыми" (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. - одно из лучших его созданий в колоритном отношении "Св. Семейство с св. Елизаветою и Иоанном Крестителем" (в Луврском музее). Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый блестящий период творчества М. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя "де-ла-Каридад" и изображающих подвиги христианского милосердия - произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, так наз. "Жажда" ("La Sed"; Моисей источает воду из скалы), "Умножение хлебов и рыбы" и "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям ("Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных" - в мадридской галерее, "Ангел изводит ап. Петра из темницы" - в Императорском Эрмитаже, в С.-Петербурге, "Посещение Авраама тремя ангелами" - в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне. "Христос в Силоамской купели" - у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). В 1675 - 76 гг. М. написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: "Пречистая Дева во славе", "Св. Антоний с МладенцемСпасителем" и "Св. Франциск в экстазе", красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится "Непорочное Зачатие", принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно тpaктованного художником. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы "de los Venerables Sacerdotes", между прочим "Богоматерь во славе", составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. М., со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, чтобы исполнить для местного капуцинского монастыря большую алтарную картину "Обручение св. Екатерины". Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с подмосток и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадиксская картина была дописана его учеником, Ocopиo. Всех произведений М. насчитывается свыше (по Куртису - 481; по Лефору - 478). Содержание их по большей части религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием "L'Immaculata Concepcion", "L'Asuncion" и "La Purisima". В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо преданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других своих религиозных произведениях М. поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. М. писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием "Уличных ребятишек" - мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в будапештской и многих других галереях. Из произведений М., не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны "Ревекка и Елеазар" и "Воспитание Богородицы", в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти, во Флоренции, палаццо Корсини, в Риме, севильск. и мадрид. музеев; "Младенец Иоанн-Креститель с ягненком", в Лонд. национ. галерее; "Видение св. Антония", в берл. музее; "Отдых св. Семейства на пути в Египет", "Непорочное Зачатие", "Смерть Петра Арбуэза" и "Видение св. Антония", в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. М. занимался также пейзажною и ландшафтною живописью. При учреждении в Севилье в 1660 г. Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан ее директором, вследстие чего, а еще более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников наиболее выдающиеся - М. Ocopиo, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей - А.-М. де Тобар, X. де Вальдес-Леаль и Льоренте. Ср. Fr.-M. Tubuno, "М., su eроса, su vida, sus cuadros" (Севилья, 1864; в нем. переработке Т. Штромера и М. Иордана, Б., 1879); W. Scott, "М. and the spanish school of painting" (Л., 1872); H. Lucke, "Bartolome Esteban М." (в R. Dohrne, "Kunst u. Kunstler des Mittelalters und der Neuzeit", I т.); Ch.-B. Curtis, "Velazquez and М." (Л., 1883); P. Lefort, "М. et ses eleves" (П., 1892) и С. Justi, "Murillo" (Лпц., 1892).

    Современный толковый словарь

    МУРИЛЬО (Murillo) Бартоломе Эстебан (1618-82) , испанский живописец. Президент АХ в Севилье (1660). Идеализированные и сентиментальные образы Мурильо проникнуты мягким лиризмом ("Отдых на пути в Египет", 1665-70; "Мальчики с фруктами").

    7 букв в слове "мурильо": и л м о р у ь.

    Слова, образованные из 7 букв слова мурильо:

    ил иль ильм им имо имоу имур ио иол ир ли лио лиро лом ломь лор лори лорум лоу лу луи луо лур ль ми мил мило милу миль мио мир миро миру мо мои мол моли моль мор мори мру му муир мул муль мур мурло оил ол оли олим ом омул омуль омь ор ори ору орь оу ри рило риль рим рмо ро рол роли роль ром ромил ромул роу ру рули руло руль рум руми руо уил уир уль ульм ум умол умор уоми ур урил урим урми уро урь
    Слова из слова мурильо, по длине

    Слова, связанные со словом мурильо:
    Слова, начинающиеся на мурильо
    Слова, содержащие мурильо
    Слова, оканчивающиеся на мурильо
    Слова из слова мурильо, если изменить одну букву
    Слова на му
    Слова заканчивающиеся на ьо
    Слова начинающиеся на мур
    Слова с льо в конце
    Слова из 7 букв, слова на букву м