home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    ра

    Значение слова ра

    Словарь иностранных слов

    ра - в древнеегипетской мифологии - бог солнца.

    Орфографический словарь

    та-ра-ра та-ра-р`а, неизм .

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    РА, -а (-у), мн. разы, раз, разам, м. 1. Обозначение однократногодействия (при подсчете, указании на количество). Семь р. отмерь, один р.отрежь (поел.). Несколько р. Нер. (неоднократно). 2. Случай, явление в рядуоднородных (повторяющихся или возможных) действий, проявлений чего-н. Впервый р. (впервые). Во второй р. (снова, повторно). С первого раза (разу).На этот р. На сей р. (в данном случае). В тот р. В прошлый р. В следующий р.В другой р. (не сейчас, после). Один р. (однажды). Всякий р. (всегда). Р. отразу (от случая к случаю). Р. заразам (повторяясь). Р. на р. не приходится(случается по-разному, по-всякому;разг.). 3. раз, нескл. Один (о количестве,при подсчете). Р., два, три. Р., два и готово (говорится о том, что можноочень быстро сделать, или о том, что быстро сделано;разг. шутл.). * В самыйраз (разг.) - 1) вовремя, в нужный момент. Явился в самый раз; 2) впору (в 1знач.), как раз по размеру. Платье в самый раз. Вот тебе (и) раз1 или воттераз! (разг.) - выражение удивления, недоумения. Ни разу (разг.) - никогда.Раз (и) навсегда (разг.) - окончательно, решительно. II уменьш. разок, -зка,м. (к 1 и 2 знач.) и разик, -а, м. (к 1 и 2 знач.).

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Ра - верховное божество древних египтян. Имя это означает "солнце", богом которого и был Р. Центром культа был Илиополь, где Р. был отожествлен с Тумом и где ему были посвящены, как его воплощения, птица феникс, бык мневис и обелиск. В других религиозных центрах Ра сопоставлен с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Р., Хнумом (в Элефантине) - в форме Хнума-Ра, Гором - в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно распространено. Известно несколько мифов об этом божестве, сохранившихся, кроме случайных заметок и намеков в различных религиозных сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе туринского музея, в надписях на стенах гробниц царей 19 - 20 дин. и др. Из них видно, что Ра считался сыном первобытного хаоса Нун и до мироздания пребывал в нем вместе с божествами стихий. Затем он, "более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его", вышел из Нун на том месте, где впоследствии возник город Великий Ермополь, и здесь, посде победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Затем Ра произвел из себя пару богов: Шу и Тефнут, от которых родилась новая пара, Кеб и Нут - земля и небо, родители Осириса и его цикла. Эти божества составили так назыв. илиопольскую эннеаду, во главе которой стоял Р. Во время среднего царства было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17 гл. Книги мертвых: "Я - Тум, существующий, единый. Я - Р. в его первом восходе. Я - великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени "владыки эннеады". Я был вчера; я знаю завтрашний день". Создав мир, Р. царствовал над ним подобно человеку-фараону, и в это время был золотой век. Р. все держал в своих руках, благодаря магической силе своего таинственного имени. Его премудрая правнучка Исида, когда он состарился, хитростью выпытала у него это имя; последствием было неповиновение людей. Пo совету своего отца, Р. решился истребить человеческий род, наслав на него свое "око" в виде богини Гатир, которая произвела страшное избиение; люди стали тонуть в собственной крови. Р. сжалился и спас на другой день уцелевших людей, напоив Гатор допьяна. Однако неблагодарность людей огорчила Р. и он решился уйти от них на небо. Богиня последнего, Нут, предстала пред ним в виде коровы, и он уехал, сев на ее спину. Люди раскаялись, явились проводить его, изъявили готовность перебить его врагов и учредить в честь него жертвы и культ. Царствовать стали Шу и Тефнут. Но и удалившись на небо, Р. не перестал благодетельствовать землю. Ежедневно выезжает он с востока в дневной барке, в сопровождении других божеств, чтобы освещать землю, и через 12 часов пересаживается в ночную барку, чтобы в течение 12 ночных часов озарять 12 мытарств загробного мира. Зесь он побеждает чудовищ мрака и посещает богов и покойников, получавших от него наделы землей и считавшихся его вассалами. Только один час в сутки мог каждый из них наслаждаться его лицезрением и только особые избранники удостаивались счастья проводить с лучезарным богом все время, плывя с ним в барке. Эта участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина; отсюда множество гимнов в честь Ра и его изображений в надгробных надписях времен нового царства. Гимны эти попали и в "книгу Мертвых" (15 глава); кроме того, до нас дошли 75 "величаний" в честь Р. в гробницах царей 20 династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырех сторон которых изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни и писались молитвы Р. под изображением коленопреклоненного покойника, также должны были облегчать последнему постоянное пребывание во свете. Изображался Р. с головой кобчика на теле человека, с солнечным диском и змеей урея на голове. О культе P., особенно в форме Амона-Р. в Фивах, сохраняются в Берлинском музее интересные ритуальные папирусы, изучение которых начато О. Э. ф. Леммом ("Das Ritualbuch", 1886) и которые в настоящее время издаются. Первоначально при Р. не было женских божеств: он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь Иycaаст, Рат и др. Искусственность их совершенно ясна, между прочим, уже из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Гатор, а не супруг иеракокефального бога света. Миф об истреблении людей см. у Naville, "La Destruction des hommes" (в "Transactions лондонского Общ. Библ. Археол.", т. IV и VIII); Brugsch, "Die neue Weltordnung" (1881); Lefebure, в "Zeitschrift fur agypt. Sprache" (1883). О плавании P., составляющем предмет книги "Амдуат" (о том, что в преисподней), см. у Масперо, в "Biblioth. Egyptolog." (II, 1 - 181). Гимны в честь P. - у Naville, "La litanie du soleil" (Лпц., 1875). Б. Т.

    Современный толковый словарь

    РА (Ре) , в древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов. Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона.;
    РА , название р. Волга у античных авторов первых веков нашей эры.;
    "РА" (по имени др .-егип. бога солнца), папирусная лодка, построенная по образцу древнеегипетских судов (длина 12 м, ширина 5 м). На "Ра" Т. Хейердал с интернациональным экипажем из 7 человек предпринял экспедицию с целью доказать возможность плавания в Америку древних египтян. 1-я попытка (1969) закончилась неудачей. В 1970 "Ра-2", вышедшая из Сафи (Марокко), за 55 сут достигла о. Барбадос. В составе экипажа "Ра-2" был российский врач Ю. А. Сенкевич.

    2 букв в слове "ра": а р.

    Анаграммы для слова ра:

    Слова, образованные из 2 букв слова ра:

    а
    Слова из слова ра, по длине

    Слова, связанные со словом ра:
    Слова, начинающиеся на ра
    Слова, содержащие ра
    Слова, оканчивающиеся на ра
    Слова из слова ра, если изменить одну букву