home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    ангел

    Значение слова ангел

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    ангел м. 1) Сверхъестественное - по религиозным представлениям - существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши). 2) перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-л. положительного. 3) Употр. как поэтический символ благой вести.

    Орфографический словарь

    ангел `ангел, -а

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    АНГЕЛ, -а, м. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и егопосланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонмангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Черный а. (злой).А.-хранитель кого-чей-н. (оберегающий данного человека ангел или святой, имяк-рого человек носит, а также перен.: вообще тот, кто защищает, оберегаеткого-н.). Падший а. (изгнанный из рая; также перен.: о грешнике). А. смерти(являющийся за душой умирающего). А. помогает, а бес подстрекает (стар.посл.). 2. перен. О человеке как воплощении красоты, доброты. А. кротости,чистоты, невинности. 3. обычно в сочет. с мест. "мой", "наш". Ласковоеобращение (устар. разг.). Прощайте, а. мой. * День ангела - то же, чтоименины. Поздравить с днем ангела. Подарок в день ангела. Поздравить сангелом - с днем ангела. Ангела из терпения выведет кто (разг.) - оченьраздражает, надоедает кто-н. Тихий ангел пролетел - о наступившем молчании,тишине. Не ангел кто (разг. неодобр.) - о том, кто не отличается добротой,положительными качествами. Муж у нее далеко не а. II уменьш.- ангелочек,-чка, м. (к 1 знач.; ангел-дитя), ангелок, -лка, м. (к 1 знач.; устар. -обычно об изображении маленького ангела) и ангельчик, -а, м. (к 3 знач.;устар.). II прил. ангельский, -ая, -ое (к 1 знач.). А. глас. А. лик (хорангелов). А. чин (одна из ступеней иерархии, образующих триаду, илиангельский лик2).

    Толковый словарь В.И.Даля

    АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит; день ангела, именины. По злоупотреблению, ангелом и ангелом во плоти называют не только человека кроткого, благого жития, но и вообще кого любят, ласкают, кому льстят. В этом значении слышим: ангелочек, ангельчик, ангелушка, ангеленок, ангеленочек и пр. Ангел помогает, а бес подстрекает. Ангел встречу, привет на пути. Ангел за трапезу, привет за столом, как: хлеб-соль. Доброму делу и ангелы небесные радуются. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, там ни одного. Хоть со ангелы ликуй, только нас минуй, дай Бог тебе быть полковником, да не в нашем полку. Ангел за душою усопшего полетел, поверье о маньяках, падающих звездах. Человек - не ангел (не Бог). Нельзя быть ангелом, оправдание; ответ: да не надо быть и диаволом. В людях - ангел, а дома - черт (бес). Тихuй ангел пролетел, все вдруг замолчали. Его ангел-хранитель спас, уберег. Окрест боящихся Бога ангел Господень ополчается. Ангелов облик. Она скончалась с ангельскою улыбкою. Ангельское имя, крестное, крещеное. Ангельскою кротостию да тростию по кости, злой ханжа. Ангельски каемся, да не ангельски согрешаем. Ангелообразный, ангеловидный, ангеломудрый, ангелонравный и пр. понятны по себе. Ангельский образ, монашество; великий образ, схима. Ангельствовать, монашествовать, схимничать. Ангелика, самое рослое у нас бурьянное растение из семейства зонтичных; купырь, дягиль; Angelica Archangelica, дягиль аптечный, вонючий, дудочник, пушка, подрянка?, кукотина?; Angelica montana, почка полевая, коровки; Angelica sylvestris, коровник, коровки, купырь или дягиль красный, снить, блекот?, штотун?, стотон?

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    АНГЕЛ ангела, м. (греч. aggelos, букв. вестник). 1. В религиозной мифологии - бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-н., лучшее воплощение, олицетворение чего-н. (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел красоты. || Ласковое обращение к любимому человеку. Ангел мой (перевод фр. mon ange). 3. Святой, имя к-рого носит кто-н. (церк.). || Именины (разг. устар.). Поздравление с ангелом.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Ангел (греч. слово, означающее-посланник, вестник)-употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископам церквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается при служении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту, и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают и славят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне, возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют быть участниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель, о них пишут в своих писаниях апостолы. См. Верховского, "Библейск. Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г. Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития в книгах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и при свете новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное бытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; не смотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят перед лицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством. А. неисчислимое множество; в этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основать Ветхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии, с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшая иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всего изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия". Какое значение степеней ангельских Иерархий неизвестно. Но собор Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природе и силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известны имена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил - (муж божий), Рафаил - (помощь, исцеление божие), Уриил - (огонь и свет божий), Салафиил - (молитва к Богу), Ифремиил - (высота божия). Вероятно, чтобы дополнить семеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых в Библии: Иегудиил - (хвала божия) и Варахиил - (благословение божие). Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., "Догматическое Богословие" и Филарет, архиепископ Черниг., "Правосл. догматич. богословие" (1882, 151-182 стр.). Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработки в древней церкви, как другие догматы. Впрочем на мало рассуждали относительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том, считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное тело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени и окончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787 г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику. Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкою учения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданными вопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактат Суареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей можно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантская догматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, за исключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнению ученье об А., отчасти с общей философской точки зрения (натуралистической или пантеистической), а отчасти на основании библейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в других книгах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности. Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший А. называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, то сливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX, 16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят в учении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев. Но если бы было так, возражают последние, учение с течением времени должно было теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете об А. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется. Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в более определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают его не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но, принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского, на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен и знакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имели некоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значение только внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого учения параллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших уже понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы, нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие места, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных от Иеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят и нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12, 13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии, обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А. ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божие могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словом личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгах Библии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудий божественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются от таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы, духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенность библейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно с другими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение. ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культе его не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное повеление. Они предполагаются известными, и потому на первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без упоминания об их происхождении и определения их природы. Посланный говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, как о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. - Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.); Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II, под ел. "Engel").Эд. Рим, "Handworterbucb d. bibl. Alterthums", (1884. т. 1, под сл. "Engel"). Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на Кивоте Завета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги у них с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческим соединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла; 2-мя крылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28). Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, но все-таки символика обильная. Древнее христианское искусство в изображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без тела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в виде зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые столетия А. изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковных писателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фреске Благовещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике с орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнем изображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и на отроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображении ангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если и встречаются между древними христианскими памятниками языческие изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века является в христианском искусстве весьма слабое желание отличить изображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в V в. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или с сиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А. в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами. Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического положения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем не знала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству. Ф. К. Крауз, "Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").

    Cловарь синонимов Н. Абрамова

    Ангел , Серафим, Херувим, Ангел-хранитель, Архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др.). Прот. <Дьявол, Бес>. См. апогей, образцовый

    5 букв в слове "ангел": а г е л н.

    Анаграммы для слова ангел:

    Слова, образованные из 5 букв слова ангел:

    а ае ал ален ан га гал ган ге ген ега ел ен лаг лан ланг ле лега лен лена на наел нал нале не нега
    Слова из слова ангел, по длине

    Слова, связанные со словом ангел:
    Слова, начинающиеся на ангел
    Слова, содержащие ангел
    Слова, оканчивающиеся на ангел
    Слова из слова ангел, если изменить одну букву
    Слова на ан
    Слова заканчивающиеся на ел
    Слова начинающиеся на анг
    Слова с гел в конце
    Слова из 5 букв, слова на букву а