home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    идеализм

    Значение слова идеализм

    Словарь иностранных слов

    идеализм [фр. idealisme < гр.] - 1) обозначение ряда направлений в философии, признающих, в противоположность материализму, при решении основного вопроса философии об отношении мышления к бытию идею, сознание. дух первичным, а природу, бытие, материю - вторичным. идеализм тесно связан с религией и в своей борьбе против материализма на протяжении всей истории философии выступает в качестве мировоззрения, как правило, реакционных классов; и.субъективный (берклианство, махизм и др.) отрицает объективное существование материального мира, признавая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущения, восприятия; и. объективный (платонизм, гегельянство и др.) утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало, в конечном счете бог. современные формы идеализма (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) являются философской основой современной буржуазной идеологии; 2) склонность к идеализации действительности.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    идеализм 1. м. Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, идея - первичны и составляют основу всего существующего. 2. м. 1) Склонность к идеализации действительности, способность не замечать ее отрицательных сторон. 2) Приверженность высоким нравственным идеалам.

    Орфографический словарь

    идеализм идеал`изм, -а

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    ИДЕАЛИЗМ, -а, м. 1. Философское направление, утверждающее, впротивоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичностьматерии, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей.2. Идеализация действительности. 3. Приверженность к высоким нравственнымидеалам. II прил. идеалистический, -ая, -ое. Идеалистические течения.Идеалистические теории.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ИДЕАЛИЗМ идеализма, мн. нет, At. (от латин. idealis - идеальный) (книжн.). 1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; противоп. материализм (филос.). 2. Поведение идеалиста (во 2 знач.). 3. Склонность к идеализации действительности. Его отношение к людям проникнуто крайним идеализмом.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Идеализм, -ист (от греч. через лат. idealis) - имеет много различных, но связанных между собою значений, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия. 1) В самом обыкновенном и поверхностном смысле под И. разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении И. есть почти синоним оптимизма. 2) Далее И. называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных - над материальными. 3) Сродный с этим, но более глубокий смысл получает И., когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к И. психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы И. собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой. 4) И. Платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием. 5) Этот осадок реализма окончательно уничтожается в И. Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида И. (Платона и Берклея) обозначаются иногда как И. догматический, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей. С такою критикою связан 6) И. англ. школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал 7) И. трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский И. называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального И.: 8) субъективный И. Фихте, 9) объективный И. Шеллинга и 10) абсолютный И Гегеля. Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального И. может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском И., сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского И. есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, т. е. истины, в человеческой и мировой жизни. Владимир Соловьев.

    Современный толковый словарь

    ИДЕАЛИЗМ (франц . idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

    8 букв в слове "идеализм": а д е з и и л м.

    Слова, связанные со словом идеализм:

    Слова, образованные из 8 букв слова идеализм
    Слова, начинающиеся на идеализм
    Слова, содержащие идеализм
    Слова, оканчивающиеся на идеализм
    Слова из слова идеализм, если изменить одну букву
    Слова на ид
    Слова заканчивающиеся на зм
    Слова начинающиеся на иде
    Слова с изм в конце
    Слова из 8 букв, слова на букву и