home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    ипостась

    Значение слова ипостась

    Словарь иностранных слов

    ипостась [гр. hypostasis лицо, сущность] - в христианском вероучении - название каждого лица троицы; единый бог выступает в трех ипостасях: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    ипостась ж. 1) Одно из лиц христианской троицы. 2) перен. Одна из форм проявления, воплощения кого-л., чего-л.

    Орфографический словарь

    ипостась ипост`ась, -и

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    ИПОСТАСЬ, -и, ж. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьей-н. сущности, а также (обычно ирон.)чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычнойипостаси кто-н. Фашизм в любой его ипостаси. * В испо-стаси кого, в зная.предлога с род. n. - в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.

    Толковый словарь В.И.Даля

    ИПОСТАСЬ ж. церк. греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный, к ипостаси относящ.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ИПОСТАСЬ ипостаси, ж. (греч. hypostasis - сущность) (церк.). По богословской терминологии - одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.).

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Ипостась - слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси (upostasiV=uparxiV, tropoV uparxewV); третьи понятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IVв. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело-было разномыслие между восточною и западною церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге, при единстве существа, три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут мнение еретика Савелия, который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида или лица (proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух сут только три имени или действования (energeiai). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности, сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную, и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятиеouias = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому, вслед за Василием Великим и Григорием Богословом, вторым вселенским собором, слово ипостась всею церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты или модалисты повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге сут или имена, или проявления, силы (Бог Сын или ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - и затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге сут три бога, а не один Бог. Подр. в "Догматич. Богословии" Сильвестра (т.II). Н.Б.

    Современный толковый словарь

    ИПОСТАСЬ (от греч . hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).

    8 букв в слове "ипостась": а и о п с с т ь.

    Слова, связанные со словом ипостась:

    Слова, образованные из 8 букв слова ипостась
    Слова, начинающиеся на ипостась
    Слова, содержащие ипостась
    Слова, оканчивающиеся на ипостась
    Слова из слова ипостась, если изменить одну букву
    Слова на ип
    Слова заканчивающиеся на сь
    Слова начинающиеся на ипо
    Слова с ась в конце
    Слова из 8 букв, слова на букву и