home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    мощи

    Значение слова мощи

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    мощи мн. 1) Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, почитаемого церковью святым. 2) перен. разг. Изможденность, худоба.

    Орфографический словарь

    мощи м`ощи, -`ей

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    МОЩИ, -ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми ичудотворными. * Живые мощи (разг.) - об очень исхудалом человеке.

    Толковый словарь В.И.Даля

    МОЩИ, мощь и пр. см. мочь.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    МОЩИ мощей, ед. нет. 1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преимущ. православной и католической) за "нетленные останки" т. наз. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.). 2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; ср. моща). Живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сожигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане с большими затруднениями собрали его кости как "сокровище более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии, разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквах, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях. Случалось, что города спорили между собою о праве владеть М. святого (напр., Тур и Пуатье - о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М. того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел как храмов Духа Св., к участию вместе с душами в бессмертии; на общей уверенности в святости во время жизни тех, чьи М. чтутся; более же всего - на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтутся М. "благочестиво, но не боголепно" - в том же смысле, в каком чтутся иконы. Учение о почитании М. утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "ответе восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.

    Современный толковый словарь

    МОЩИ , останки людей, подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков.

    4 букв в слове "мощи": и м о щ.

    Слова, образованные из 4 букв слова мощи:

    им имо ио ми мио мо мои ом щи
    Слова из слова мощи, по длине

    Слова, связанные со словом мощи:
    Слова, начинающиеся на мощи
    Слова, содержащие мощи
    Слова, оканчивающиеся на мощи
    Слова из слова мощи, если изменить одну букву
    Слова на мо
    Слова заканчивающиеся на щи
    Слова начинающиеся на мощ
    Слова с ощи в конце
    Слова из 4 букв, слова на букву м