home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    оракул

    Значение слова оракул

    Словарь иностранных слов

    оракул [лат. oraculum изречение, пророчество <огаге говорить] - 1) у народов др. востока, древних греков и римлян - жрец, дававший ответы, прорицания, якобы исходившие от божества; 2) место, где давались прорицания; особенной известностью пользовался дельфийский о. в греции.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    оракул 1. м. 1) а) Прорицание, якобы исходящее от божества и объявляемое жрецом (у древних греков, римлян и народов древнего Востока). б) Место, храм, куда обращались за прорицанием. 2) а) Название гадательной книги. б) Предмет, по которому гадают. 2. м. 1) Прорицающее божество; жрец, дающий ответы, прорицания, якобы исходящие от божества. 2) Человек, все суждения которого признаются окружающими непреложной истиной, откровением.

    Орфографический словарь

    Дельфийский оракул Дельф`ийский ор`акул

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    ОРАКУЛ, -а, м. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец -прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любыевопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной(ирон.). II прил. оракульский, -ая,-ое.

    Толковый словарь В.И.Даля

    ОРАКУЛ м. лат. прорицатель, предвещатель, вещий; | прорицалище, место, заведенье, где предсказывают.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ОРАКУЛ оракула, м. (латин. oraculum). 1. В античном мире - храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (истор.). Дельфийский оракул. 2. Само прорицающее божество (истор.). Как вдруг - о чудо, о позор! - заговорил оракул вздор, стал отвечать нескладно и нелепо. Крылов. Ѓ перен. Прорицатель, предсказатель будущего (книжн. устар.). 3. В старину - гадательная книга.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Оракул (лат. oraculum) - в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все О. могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех О. - дельфийском - одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. в О. Зевса Аммонского в Ливии - за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги. Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривает в О. один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского О., сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением О. данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т. п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали О. и в местностях, где. покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества. Назначение О. состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для известных периодов греческой истории О. получают, поэтому, значение политических институтов. О., совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т. п. Древнейшим из всех О. считался О. в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали О. в египетских Фивах и О. Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался О. в Додоне, позднее - О. в Дельфах. Кроме того Зевс имел своих О. еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон - в Кларосе близ Колофона и на Делосе. О. Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. О. героев были О. Амфиарая в Оропосе, О. Трифония и Геракла - в Буре, в Ахайе. О. с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К О. должны быть причислены и изречения так наз. сивилл, особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали О. Фавна и Фортуны в Пренесте, О. Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским О. В Греции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты. Ср. F. A. Wolf "Vermichhte Schriften"(Гале, 1802), Wirkemann "De variis oraculorum generibus" (Марб., 1835); Dohler, "Die Orakel" (Б.,1872); Karapanos, "Dodone et ses ruines" (П.,1878); Hendess, "Oracula graeca" (Галле,1877); Bouche-Leclercq, "Histoire de la divination dans lantiquite" (П.,1879-91); Buresch, "Klaros" (Лпц., 1889); Diels, "Sibyllinische Blatter" (Б.,1890).

    Современный толковый словарь

    ОРАКУЛ (лат . oraculum, от oro - говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле - человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.

    Cловарь синонимов Н. Абрамова

    оракул см. предсказатель

    6 букв в слове "оракул": а к л о р у.

    Слова, образованные из 6 букв слова оракул:

    а ак акр ал ало алур ао ар арк арко аро ару ау аул ка кал кало каор кар карл карло каро каур ко кол кола колар кор кора корал коул кра крал кро кру ку куло кур кура лак лао лар лоа лока лор лора лоу лу луа лук лука луо лур лура ока окар окр окула ол ола олар олк ор ора орк орка ору оу ра рак рал рало рао рау раук рк рка ро рок рока рол роу ру руа рук рука руло руо уа ук ука уко укол укола укор укора улар ур ура урак урал урка уро урок урока
    Слова из слова оракул, по длине

    Слова, связанные со словом оракул:
    Слова, начинающиеся на оракул
    Слова, содержащие оракул
    Слова, оканчивающиеся на оракул
    Слова из слова оракул, если изменить одну букву
    Слова на ор
    Слова заканчивающиеся на ул
    Слова начинающиеся на ора
    Слова с кул в конце
    Слова из 6 букв, слова на букву о