home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    пантеизм

    Значение слова пантеизм

    Словарь иностранных слов

    пантеизм [пан... + гр. theos бог] - религиозное философское учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества; в 16-17 вв. под оболочкой пантеизма иногда проводились по существу материалистические и атеистические идеи (джордано бруно, спиноза); в новейшей буржуазной философии п., придавая естественным законам природы мистический характер, является одной из форм защиты религии.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    пантеизм м. Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение Божества.

    Орфографический словарь

    пантеизм панте`изм, -а

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    ПАНТЕИЗМ [тэ], -а, м. (спец.). Религиозно-философское учение,отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием. II прил.пантеистический, -ая, -ое.

    Толковый словарь В.И.Даля

    ПАНТЕИЗМ м. греч. всебожие; обожанье природы, боготворенье всего созданного, вместо Создателя. Пантеист м. -тка ж. поклонник веры этой. Пантеистические убежденья. Пантеон м. место погребенья знаменитых людей; | письмовник, сборник письменных произведений всех родов, хрестоматия, цветник; | сборник жизнеописаний великих людей.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ПАНТЕИЗМ пантеизма, мн. нет, м. (от греч. pan - всё и theos - бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно к-рому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой (филос.). || Обожествление природы (этнол.).

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром; на это указывает само название, происходящее от греческого to pan - все и o JeoV - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой приходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном мире явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и бесконечность. Единство системы не есть только субъективное требование ума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой; идея бесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечных предметов, прежде всего - в форме безграничного пространства и бесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов и составляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, но в общем можно различить две главных тенденции: первая заставляет исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественного бытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единство разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. имеет некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которыми П. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир, ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но понятием мира не исчерпывается содержание Бога. Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в их изложение. Истинная родина П. - Индия; две главных индийских системы, Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большую склонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первой пантеистической школой были элеаты, но в общем, следует сказать, что рационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который в полном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, а именно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которой восточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношении особенно замечателен Плотин. В гностицизме легко заметить туже пантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система на христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "De divisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило впоследствии источником, из коего черпали многие философы. В эпоху Возрождения П. получает большое распространение: главный представитель его - Джордано Бруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти) Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась под сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названа пантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. от П. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию, первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека в материализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабые стороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека в объяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного, не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он старается избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительных мировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великая привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - если она сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентном сознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере, трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые из них вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенных возражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точки зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и о всякой другой системе? Наиболее глубокое объяснение свободы мы находим именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторые возражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением, которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали и упрекают в материализме, который действительно можно найти при одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называет П. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себе противоречие - но он же признает и значение учения en cai pan. В известном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальное определение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто неизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии; он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богом или нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указывают в П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точки зрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я", но эта трудность не составляет специфической особенности П. Cp. Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines qui tendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophie religieuse" (Париж, 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinen verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б., 1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d. Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P." (Вюрцб., 1884). Э. P.

    Современный толковый словарь

    ПАНТЕИЗМ (от пан ... и греч. theos - бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа". И. Г. Гердер, И. В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

    8 букв в слове "пантеизм": а е з и м н п т.

    Слова, связанные со словом пантеизм:

    Слова, образованные из 8 букв слова пантеизм
    Слова, начинающиеся на пантеизм
    Слова, содержащие пантеизм
    Слова, оканчивающиеся на пантеизм
    Слова из слова пантеизм, если изменить одну букву
    Слова на па
    Слова заканчивающиеся на зм
    Слова начинающиеся на пан
    Слова с изм в конце
    Слова из 8 букв, слова на букву п