home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    парацельс

    Значение слова парацельс

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Парацельс (Philippus Aureolus Theophrastus Paracelsus Bombastus von Hohenheim) знаменитый врач-иатрохимик, род. в 1493 г. в Швейцарии. Медицине и алхимии П. учился у своего отца, также врача, затем у некоторых монахов, в том числе у знаменитого чернокнижника, Иоганна Тритемиуса, а также у алхимиста Сигмунда Фуггера в Тироле. Он учился также в базельском университете. В молодости он объездил не только всю Германию, но почти всю среднюю Европу. В 1526 г. он был приглашен профессором и городовым врачом в Базель. Он читал лекции на немецком языке, а не по латыни, что тогда было неслыханной дерзостью, выступил решительным новатором и яростным противником прежней медицины, в ознаменование чего он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны. Лекции его привлекали множество слушателей и дали ему громкую известность, но в тоже время его резкие и грубые выходки создали ему много врагов среди врачей и аптекарей. Через 1,5 года ему пришлось покинуть Базель и снова начать прежнюю бродяжническую жизнь. Несколько лет странствовал он по Эльзасу, Германии и Швейцарии, посетил даже полудикую тогда Пруссию, Польшу и Литву, и наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г., по-видимому, насильственной смертью. Характер П. представляет оригинальную смесь благородства и наглости, светлого ума и грубейшего суеверия. Понимать его сочинения крайне трудно. Его так назыв. система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Для примера можно привести его воззрения на общие причины болезней. Он различает 4 главные группы причин болезней, которые он называет entia; эти 4 группы суть: 1) ens astrale - космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale - причины, лежащие в анатомофизиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni - ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis - наследственные аномалии; 3) ens spirituale - психические влияния и 4) ens Deale - Божье попущение. Главное историческое значение П. заключается, однако, не столько в его патологии, сколько в его терании. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств как минерального, так и растительного происхождения, как напр. препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. П. сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение П. и его последователей называется иатрохимией. "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства", говорил П. Этим он ставил химии определенные реальные задачи, а не фантастические, в разрешении которых бессильно путалась алхимия. Иатрохимия подготовила период самостоятельного развития химических знаний, который начинается в XVII в. П. первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом, однако, он держался воззрения Вас. Валентина и учил, что в составе живого тела участвуют те же "элементы", которые входят в состав всех тел природы, именно - ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания. Но в его учении рядом с многими положительными знаниями встречаются представления, ничего общего с положительным знанием не имеющие. Он не отрицал возможности философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. По смерти П. многие рукописи его были собраны отовсюду и изданы в немецком оригинале Гузером под заглавием: "Bucher und. Schriften des edlen, hochgelahrten und bewehrten philosophi medici Ph. Theophr. Bomb. v. Hohenheim Paraceisi genannt" (10 т., Базель, 1589-91). Кроме того труды П. существуют в латинском переводе, сделанном его учениками "Opera omnia medico-chemico-chirurgica" (3 т., Женева, 1658; 11 т., Базель, 1575; 12 т., Франкфурт, 1603). См. H. Kopp, "Geschichte de Chemie" (l, 92); F. Hofer, "Нistoire de chemie" (II, 923). Перечень трудов П. см. Fr. Mook, "Theophrastus Paracelsus" (Вюрцбург, 1876); J. Ferguson, "Bibliographia Paracelsica" (Глазгов, 1877).

    Современный толковый словарь

    ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (наст . имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.;
    ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (наст . имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (17 декабря 1493, Эйнзидельн, кантон Швиц - 24 сентября 1541, Зальцбург), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения. Образование Родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту "натуральной магии". Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины. Странствия и преподавание С 1517 Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар. Странствия и научные труды В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над "Парагранумом" (1565). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней - трактат "Парамирум" (1562). В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал "Лабиринт заблуждающихся медиков" (1553) и "Хронику Каринтии" (1575). Последние годы В последние годы жизни были созданы трактаты "Философия" (1564), "Потаенная философия" (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), "Великая астрономия" (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе - "Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах" (1566). В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер. Натурфилософия Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ - ртути, серы, соли - которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только "микрокосмом", малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и "квинтэссенцией", или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из "вытяжки" целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности - свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.

    9 букв в слове "парацельс": а а е л п р с ц ь.

    Слова, связанные со словом парацельс:

    Слова, образованные из 9 букв слова парацельс
    Слова, начинающиеся на парацельс
    Слова, содержащие парацельс
    Слова, оканчивающиеся на парацельс
    Слова из слова парацельс, если изменить одну букву
    Слова на па
    Слова заканчивающиеся на ьс
    Слова начинающиеся на пар
    Слова с льс в конце
    Слова из 9 букв, слова на букву п