home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    реализм

    Значение слова реализм

    Словарь иностранных слов

    реализм [лат. realls вещественный] - 1) направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое отражение действительности. для передового искусства и литературы прошлого характерен гл. обр. к р и т и ч е с к в и р., т. е. глубоко правдивое отражение жизни, вскрывающее несправедливость и бесчеловечность буржуазно-помещичьего строя; социалистический реализм - этап исторического развития реализма, основанный на утверждении социалистического общественного строя, - основной метод советской литературы и искусства и передовой литературы мира; социалистический р. предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. при этом художественное изображение действительности должно сочетаться с задачей коммунистического воспитания трудящихся; 2) наивный р. - естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) с я о -ластический р. - направление в средневековой схоластике (противоп. номинализму), признававшее объективную реальность общих понятий - универсалий, якобы существующих независимо от отдельных вещей; 4) критический р. - одно из современных течений англо-американской буржуазной философии (сан-таяна, лавджой, роджерс), объединяющее дуалистов в объективных идеалистов с непоследовательными естественнонаучными материалистами (селларс) на почве утонченного агностицизма; 5) * ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-л.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    реализм 1. м. 1) Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. 2) Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. 2. м. Способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л.

    Орфографический словарь

    реализм реал`изм, -а

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    РЕАЛИЗМ, -й,м. I. Направление в искусстве, ставящее целью правдивоевоспроизведение действительности в ее типических чертах. Критический р. Р.русской литературы 19 века. 2. Ясное и трезвое понимание действительностипри осуществлении чего-н. Политический р. II прил. реалистический, -ая, -ое.Реалистическое искусство. Р. стиль. Р. взгляд на жизнь.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Реализм - философский термин, употребляемый в двух главных значениях и не имеющий ничего общего с Р. в искусстве, в педагогике и т. п. Обыкновенно под Р. в философии разумеют направление противоположное номинализму; но иногда слово Р. служит для обозначения философского направления нового времени, выразителем которого был Гербарт, со своими последователями. В Р., как направлении противоположном номинализму, следует различать с одной стороны проблему, имеющую и до настоящего времени такое же значение, как тогда, когда она впервые была сознана, с другой стороны - историческое проявление этой проблемы в средневековой схоластической философии. Философская проблема в схоластике рассматривалась не вполне свободно; в исследованиях вопроса господствовала или, по крайней мере, к ним присоединялась теологическая точка зрения. В схоластической философии борьба Р. с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот Р. есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон, в своем учении об идеях, дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времен в Платоне видят свой прототип. Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (т. е. общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегельянства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, напр., Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру). По всей вероятности, мы вскоре увидим опять развитие реалистического направления, как реакцию против крайнего индивидуализма. В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия "О пяти гласах" (genoV, eidoV, idion, diajora и sumbebhkoV), поднимавшая вопрос о значении родов и видов. В течение этого спора, длившегося с XI в. до XIV-го и перешедшего и в новую философию, были высказаны, наряду с радикальнопротивоположными мнениями, многие посредствующие точки зрения (обыкновенно различают 4 вида Р.). Несомненно, что реалистическая точка зрения более подходила к догматической христианской; поэтому номинализм был сначала преследуем, а потом на него не переставали смотреть более или менее подозрительно. Хотя номинализм и оказал существенную услугу свободе философского исследования, но уже Риттер заметил ("Geschichte d. Philosophie", VII, стр. 161), что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции (стоит лишь вспомнить Гоббса); точно также совершенно неосновательно мнение, будто победа номинализма - окончательная. "Il faut bien se resoudre - иронически заметил Шарль Ремюза - a entendre quelquefois parler de Dieu. Литература: Stein, "Sieben Bucher uber d. Geschichte d. Platonismus" (Геттинг., 1874); Waddington, "Essai critique sur la philosophie de S. Anselme de Canterbury" (Брюс., 1874); "Hausrath Peter Abalard" (Лпц., 1895); Jourdain, "St. Thomas d'Aquin" (Пар., 1858). Э. P.;
    Реализм (литератур.). - Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений; данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория, в различные эпохи - в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами - придает большее значение то одному, то другому из них. Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в "пополнении действительности", в создании новых форм, причем исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько наперед данные, идеальные представления. Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Р. совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин "Р." означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением ее служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать еще один мир, совершенно тожественный с существующим. Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства; в возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академически канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. Это - обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая посвоему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинного Р. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства. Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали, во имя правды, доктринеры новейшего Р. (натурализма); такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. "Установление единств было торжеством Р. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия... В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашел средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии" (Лансон). Глубокий внутренний Р. классической трагедии французов выродился, в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей, в мертвые схемы, гнет которых был сброшен литературой лишь в начале нашего века. С широкой точки зрения всякое истинно прогрессивное движение в области искусства - как бы оно ни формулировало свои требования - есть движение по направлению к Р. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Р. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, т. е. как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески, от "Илиады" до "Шепот, робкое дыханье", - которое, при более глубоком взгляде на него, не оказалось бы правдивым изображением души творца, "уголком жизни сквозь призму темперамента", как гласит формула ближайшего к нам момента в развитии элементарного Р. Едва ли возможно, поэтому, говорить об истории P.: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами морали или приличий. Таков был романтизм, такова современная форма Р. - натурализм. Литература о Р. - по преимуществу полемическая, по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределенностью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм, ср. Brunetiere, "Le roman naturaliste" (1883); Pardo-Bazan, "Le naturalisme" (1892); Bloy, "Les funerailles du naluralisme" (1892); Bus, "Naturalisme ou realisme" (1879); Fuster, "Essais critiques" (1886); Hubert, "Romanciers naturalistes" (1885); Lenoir, "Histoire du naluralisme et du realisme" (1889); Конради, "Теория и практика литературного натурализма) ("Загр. Вестник", 1882, јј 1 и 2); Стороженко, "Генезис реального романа" ("Северный Вестник", 1891, ј 12); Лесевич, "Происхождение современного романа" ("Русская Мысль", 1898, ј11). А. Гд.

    Современный толковый словарь

    РЕАЛИЗМ в искусстве ,1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.;
    РЕАЛИЗМ (от ср .-век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный - направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители - Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.

    7 букв в слове "реализм": а е з и л м р.

    Слова, образованные из 7 букв слова реализм:

    а ае аер аз азел аи аил аир ал али алим ам аме амир ар ари арил арли ез ел ели елима ем ер ера ерила ерли ерм ерма ерми за заел заир зал зале зали зам замер заре зари зем земи земли зима зиме зла зли змеи змие из иза изер изм ил ила илем им имера ир лаз лазер лам ламе лар лари ле леза леи лем лер лерма ли лиз лима лира ма маз мазер мази маи мал мале малер мали мар маре мари марли ме мез меир мел мер мера мери ми миаз мизер мил мир мира мирза мраз ра раз разе рази раи рал раме рами ре реал рез релиз рем рема реми ремиз ремиза ри риал риз риза рила рим
    Слова из слова реализм, по длине

    Слова, связанные со словом реализм:
    Слова, начинающиеся на реализм
    Слова, содержащие реализм
    Слова, оканчивающиеся на реализм
    Слова из слова реализм, если изменить одну букву
    Слова на ре
    Слова заканчивающиеся на зм
    Слова начинающиеся на реа
    Слова с изм в конце
    Слова из 7 букв, слова на букву р