home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    самойлов

    Значение слова самойлов

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Самойлов - Василий Васильевич С. (род. в 1813 г. в Петербурге) воспитывался в горном институте и был уже офицером, когда, по желанно отца, заметившего в нем артистическое дарование и хороший голос. дебютировал на Императорской сцене, в опере Мегюля "Иосиф прекрасный". Три года он исполнял опорные партии и водевильные роли, после чего окончательно перешел в драматическую труппу. Первые годы он оставался в тени, играя большей частью вторые роли молодых людей. Только в 1839 г. его выдвинуло исполнение заглавной роли в водевиле "Макар Алексеевич Губкин", где он мастерски передразнивал современных ему знаменитых артистов. С тех пор деятельность его расширяется, он создает с успехом целый ряд типичных лиц самого разнообразного свойства - напр. юркий аферист Присыпчока ("Петерб. квартиры"), Альмавива ("Свадьба Фигаро"), юродивый Митя ("Смерть Ляпунова"), иезуит Роден ("Парижские тайны"), Швохнев ("Игроки" - Гоголя) старуха в водевили "Нашествие иноплеменных". Тем не менее еще в 1844 г., прослужив 10 лет на сцене и уже имея бенефис, С. должен был появляться и в таких выходных ролях, как. Гильденштерн (в "Гамлете"). Окончательно завоевал С. публику в 1846 г., поставив в свой бенефис пьесу Яфимовича: "Отставной театральный музыкант и княгиня" и выказав в ней много теплоты и задушевности. Еще более широкое применение его талант получил с появлением оригинальных пьес русских авторов - Островского, Тургенева, Потехина, Писемского, Сухово-Кобылина, Боборыкина, Дьяченко, Чаева, Крылова, Пальма, Аверкиева и др. Диапазон его ролей поражает своим разнообразием. Никто, как он, но умел представить настоящего барина, с утонченными манерами и речью. Роли Кречинского, графа в Тургеневской "Провинциалке", старого барина в пьесе Пальма в т. п. после С. не находили исполнителя, который хотя бы несколько был на уровне его творчества. И в тоже время ему удавались роли простых крестьян, напр. полесовщика ("Окно во 2-м этаже" Крашевского), Михеича ("Ночное", Стаховича), Агафона ("Не так живи", Островского), старика крестьянина ("Против течения", Крылова) и др. Дарование С. сказывалось весьма ярко и в таких ролях, как еврей в "Скупом рыцаре" Пушкина, француз в "Гувернере", англичанин в "Купленном выстреле", немец ("Мужья одолели"), чухонец (в известной песенке, которая во время крымской кампании имела огромный успех). Целый ряд типичных добродушных старичков был превосходно воспроизведен С. ("Шутники", "Трудовой хлеб", "Станинный смотритель", "Старички", "Женихи", "Воробушки"). Ему много обязаны своим успехом пьесы Дьяченко, "Чиновник" - Сологуба, "Гражданский брак" - Чернявского, "Слово и дело" - Устрялова. Из костюмных (бытовых и исторических) ролей С. выдаются "Дмитрий Самозванец" (Чаева), "Ришелье", Волынский ("Ледяной дом"), "Фрол Скобеев" (Аверкиева). Роль царя в "Смерти Ивана Грозного". А. Толстого не принадлежит к особенно удачным созданиям С. В последний десяток лет своей карьеры, когда С. был бесспорно первым артистом Императорского петербургского театра, он сыграл нескольких иностранных классических драм, большею частью ставя их в свои бенефисы ("Короля Лира", "Шейлока" и "Гамлета" - Шекспира, Франца Мора, в драме Шиллера "Разбойники"). С. не был вполне трагическим актером; он тщательно разрабатывал Шекспировские роли, вносил в них немало интересного творчества и имел успех, но не вполне удовлетворял более взыскательных ценителей. Видя безусловное преклонение публики, С. любил порисоваться тем, что достигает успеха талантом, а не трудом; это привело к предположению, будто он был небрежен к изучению ролей и репетициям. На самом деле, однако, люди, близко видевшие его работу, отзывались о ней, как о примерной по внимательности и прилежанию. Получив роль, С. прежде всего дома перечитывал пьесу, вникая во всю постановку лица и отзывы о нем других лиц пьесы. Потом он акварельными красками рисовал фигуру, которую собирался изобразить (С. недурно рисовал и составил несколько альбомов игранных им ролей; эти альбомы, после его смерти, поступили в Императорскую публичную библиотеку). На репетициях он всегда старался пробовать тон своей игры, и наиболее интересовавшие его сцены заставлял повторять по несколько раз. - В 1874 г. состоялся сорокалетний юбилей артиста, после которого он, не сойдясь с дирекцией в условиях, покинул Императорскую сцену, еще в полной силе таланта. От времени до времени он участвовал в частных спектаклях. В 1881 г. новая дирекция предложила ему снова вступить на Императорскую сцену, на каких ему будет угодно условиях, но в это время с ним случился удар, и ему поневоле пришлось отказаться от возвращения на сцену. В 1884 г. Петербург торжественно отпраздновал 50-летний юбилей его деятельности; в этот день С. в последний раз появился на сцене, исполнив отрывок из 3-го акта драмы "Ришелье". Скончался 28 марта 1887 г.; погребен в петербургском Новодевичьем монастыре.

    Современный толковый словарь

    САМОЙЛОВ Александр Филиппович (1867-1930) , российский физиолог, один из основоположников учения о медиаторах и основателей русской электрофизиологической школы, профессор. С именем Самойлова связано внедрение в России электрокардиографии. Фундаментальные труды по гуморальной природе центрального торможения, физиологии мышц, нервов, органов чувств. Премия им. В. И. Ленина (1930).;
    САМОЙЛОВ Андрей Григорьевич (р . 1907), российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по металлургии, материаловедению, в т. ч. технологии материалов для ядерных реакторов. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1949, 1951, 1953, 1970, 1978).;
    САМОЙЛОВ Борис Николаевич (1920-75) , российский физик-экспериментатор, доктор физико-математических наук. Труды по оптике, физике низких температур, сверхпроводимости. Один из создателей метода получения сверхвысоких магнитных полей до 250 кЭ. Государственная премия СССР (1969, 1976).;
    САМОЙЛОВ Владимир Яковлевич (р . 1924), российский актер, народный артист СССР (1984). На сцене с 1945. С 1969 в Московском театре им. Маяковского. Роли драматического плана - Табунов ("Смотрите, кто пришел" В. К. Арро, 1982), Ермолаев ("Летят перелетные птицы" А. М. Галина, 1986) и др. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1976, 1986).;
    САМОЙЛОВ (наст . фам. Кауфман) Давид Самуилович (1920-90), русский поэт. Сборники лирико-философских стихов "Второй перевал" (1963), "Дни" (1970), "Волна и камень" (1974), "Весть" (1978), "Залив" (1981), "Голоса за холмами" (1985) - о военных годах, современном поколении, о назначении искусства; исторические сюжеты. Работы по стихосложению. Государственная премия СССР (1988).;
    САМОЙЛОВ Евгений Валерьянович (р . 1912), российский актер, народный артист СССР (1974). С 1934 в Театре им. Мейерхольда, с 1940 в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), с 1968 в Малом театре. Роли героико-трагедийного плана - Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира, 1954), Шуйский ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1973) и др. Снимался в фильмах: "Щорс", "Герои Шипки" и др. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947).;
    САМОЙЛОВ Яков Владимирович (1870-1925) , российский минералог и геолог. Труды по литологии и минералогии осадочных пород, биогеохимии, геолого-минералогические исследования фосфоритов России. Организатор и первый директор (с 1919) Научного института по удобрениям (ныне НИИ удобрений и инсектофунгицидов имени Самойлова).

    8 букв в слове "самойлов": а в й л м о о с.

    Слова, связанные со словом самойлов:

    Слова, образованные из 8 букв слова самойлов
    Слова, начинающиеся на самойлов
    Слова, содержащие самойлов
    Слова, оканчивающиеся на самойлов
    Слова из слова самойлов, если изменить одну букву
    Слова на са
    Слова заканчивающиеся на ов
    Слова начинающиеся на сам
    Слова с лов в конце
    Слова из 8 букв, слова на букву с