home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    справедливость

    Значение слова справедливость

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    справедливость ж. 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: справедливый (1). 2) Справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие.

    Орфографический словарь

    справедливость справедл`ивость, -и

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение ккому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить посправедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать закем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ справедливости, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов. 2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-н. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости. отдать справедливость кому-чему (книжн.) - по справедливости признать что-н. за кем-чем-н., воздать должное кому-чему-н. Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость. Чехов.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Справедливость - является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит; а так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С. заключается в сознании того, что существуют пределы, обусловливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которым является необходимейшим условием общественной жизни; в мысли о сферах действия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства. Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, но мнению Спенсера, к расходящимся нравственным и социальным теориям. Так, в идее С., выработанной греческой философиею, преобладает элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается "правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим"; С. состоит, поэтому, в том, "чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит"; несправедливо браться за занятие другого человека и "пробивать себе путь" из одного класса в другой. Наоборот, в системах утилитаризма (правило Бентама: "каждый должен считаться за одного, никто но должен считаться более, чем за одного") и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает: С. означает равное распределение материальных и нематериальных благ, достигаемых человеческою деятельностью, при чем совершенно не допускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представляли неравенства, сообразно с их способностями или характерами. Истинное понятие о С. получается, по мнению Спенсера, путем надлежащей координации двух указанных элементов, при чем идеи равенства и неравенства применяются одновременно: первая - к границам, вторая- к результатам человеческой деятельности. В действительности теория Спенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества, как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачи государства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имея неизменную сообразно нуждам времени и места. Эта неизменна основа выраже6на еще в формуле Гиллеля (VIII,671): "не делай другим того, чего не желаешь себе"- формуле, сводящейся к принципу равноценности всех людей, что далеко не равночуще признанию равенства относительно пределов человеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля к христианской заповеди любви и совершенства ср. ст. Влад. Соловьева: "Спор о С." ("Вестник Европы", 1894, јј4 и 7). См. Спенсер, "С." (Спб., 1897). Как основной элемент правосознания, С. должна найти выражение в юридических нормах; но положительное право всегда отстает от жизни. Способом приближения первого к последней служит казуальное юридическое творчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменять действующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходным моментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм между правом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было в древнем Риме (XXVI,796), где строгому праву (strictum jus) противополагалось преторское право, исходившее из начал "справедливости" (aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимами которой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (X, 815), "добрые нравы" (boni mores), "честность" (honestas) и др. выражения (pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслу и действительным намерениям сторон; она требовала также возмещения всякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешение всякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входила также защита родства по крови, в противоположность агнатству. С. положена была и в основу понятия об обмане, явившегося одним из крупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actio de dolo) или возражения (excepto doli), допускалась как вспомогательное средство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовал судебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгого права они были неосуществимы. Если претор включал в судебную формулу оговорку об обмане, то такая формула обязывала судбю-присяжного разбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С. сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерский суд (XIV,346). В России попытку введения такого суда С. представляли собой совестные суды Спрос и предложение - два главные фактора, определяющие цены на рынке. Под С. разумеется количество товаров, которое желают купить на рынке лица, обладающие нужными для этой покупки средствами. Предложением называется количество товаров, представленное на рынок для продажи. С. и предложение играют роль в теории меновой ценности, так как от взаимного их отношения зависят рыночные цены. Если С. и предложение равны между собой, цена товара равняется его меновой ценности, определяемой количеством труда, общественно-необходимого для производства. Если С. окажется выше предложения, то рыночная цена будет подниматься и останется на повышенном уровне до тех пор, пока предложение не придет в соответствие со С. При превышении предложения над С. происходит обратное - понижение цены ниже нормальной ценности, опять таки на время, пока с предложением не сравняется С. Существует целая теория, которая ставит образование меновой ценности всецело в зависимость от соотношения С. и предложения, видя в них два единственных фактора образования ценности.

    Современный толковый словарь

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ , категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

    Cловарь синонимов Н. Абрамова

    справедливость || отдавать справедливость

    14 букв в слове "справедливость": а в в д е и л о п р с с т ь.

    Слова, связанные со словом справедливость:

    Слова, образованные из 14 букв слова справедливость
    Слова, начинающиеся на справедливость
    Слова, содержащие справедливость
    Слова, оканчивающиеся на справедливость
    Слова из слова справедливость, если изменить одну букву
    Слова на сп
    Слова заканчивающиеся на ть
    Слова начинающиеся на спр
    Слова с сть в конце
    Слова из 14 букв, слова на букву с