home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    строфа

    Значение слова строфа

    Словарь иностранных слов

    строфа [гр. strophe кружение, оборот] - 1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие); 2) у древних греков - песнь хора на сцене, сопровождавшаяся его передвижением справа налево.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    строфа ж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

    Орфографический словарь

    спенсерова строфа сп`енсерова строф`а, сп`енсеровой строф`ы

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    СТРОФА, -ы, мн. строфы, строф, строфам к строфам, ж. В стихотворномпроизведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы,содержательно объединяющая несколько стихов. II прил. строфический, -ая,-ое.

    Толковый словарь В.И.Даля

    СТРОФА ж. греч. условный отдел стихотворенья, в несколько стихов; куплет. Стихотворенье писано строфами в шесть, в восемь стихов, шести--, осмистишиями.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    СТРОФА строфы, ж. (греч. strophe-поворот) (лит.). 1. В стихотворном произведении - раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов. 2. В древнегреческой трагедии - часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Строфа (от греч. strojh - поворот - часть торжественного шествии хора в греческой трагедии) - определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха - versus - означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин - меньшей (стопа), в стихе, и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С. наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть "периода", подвигаясь обратно - вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха - третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы, даже при утонченной чуткости древних к размеру, очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным - напевом. От греческой хоровой торжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов - Stollen - и третьего - Abgesang. Уже из понятия С., как ритмического целого, следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не может считаться С., если она не производит того же впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстиший стихотворение Некрасова "Нейди просторной дорогой торной" (из "Кому на Руси жить хорошо") - на самом деле состоит из шестистиший, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще в точное понятие С. должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифм мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла, отсутствие одного из этих условий делает С. отличной от других и позволяет соединить ее с другой; так, в "Весне" Тютчева, в "Недоноске" Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно в восьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в "Песне о колоколе") где одинаковые С. монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина. Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла. Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых поэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела: античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют также много внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишие из двустопных ямбов "особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности"; четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговением и жаждой покоя". Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для "выражения решительной силы, категорического приказания, сжатого поучения" и т. п. На античных С. наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов ( - И - И - И И - И - И) и одного адония ( - И И - И), алкеева, асклепиадова, гликонова (три - И - И И - И И и один - И - И И - И), и классическое элегическое двустишие (гексаметр - пентаметр). К формам романским относятся: двустрофное рондо, октава или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина, триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев с рифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С. употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой в первом и всех четных стихах: аа, еа, са, da, еа и т. д.), происшедшая из персидского четверостишия (ааеа), и макама. Среди этих форм некоторые уклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишь потому, что все-таки представляют собой более или менее традиционное соединение стихов под известным названием. Другие, столь же употребительные С., не имеющие названий, не находят особого места в теории; таковы, напр., рифмованные двустишия ("Саша", Некрасова, "Морская царевна" Лермонтова) и др. Л. Горнфельд.

    Современный толковый словарь

    СТРОФА (от греч . strophe, букв. - поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

    6 букв в слове "строфа": а о р с т ф.

    Слова, образованные из 6 букв слова строфа:

    а ао ар аро арс арт арто артос ас асот астро ат ато атф афо афро афт оас ор ора орс орт орта орф ос оса ост от отс ра рао рас раст рато раф ро рос роса рост роста рот рота рта рто са сао сарто сат сато сафо со сор сора сорт сот софа софт ср ст ста стар старо сто стора та тар таро тарс то тор тора торс торф тоса трас трос тс фа фао фарс фарт фас фат фо фор фора форс форса форт фос фот фра фрост фтор
    Слова из слова строфа, по длине

    Слова, связанные со словом строфа:
    Слова, начинающиеся на строфа
    Слова, содержащие строфа
    Слова, оканчивающиеся на строфа
    Слова из слова строфа, если изменить одну букву
    Слова на ст
    Слова заканчивающиеся на фа
    Слова начинающиеся на стр
    Слова с офа в конце
    Слова из 6 букв, слова на букву с