home
help
    WordNavigator.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПроСлова.ru!

    каста

    Значение слова каста

    Словарь иностранных слов

    каста [португ, casta род, поколение] - 1) в странах востока - обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов, напр, касты индии (см. также вар на); разделение общества на касты - источник общественного, социального неравенства (в индии в настоящее время касты официально признаны равноправными, но кастовая система еще продолжает жить, приспособившись к новым условиям); 2) * общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    каста ж. 1) Строго обособленная общественная группа людей, связанных происхождением, родом занятий, правовым положением и т.п. (в Индии и некоторых других странах Востока). 2) перен. Замкнутая общественная - сословная или профессиональная - группа, доступ в которую для посторонних затруднителен или невозможен.

    Орфографический словарь

    каста к`аста, -ы

    Толковый словарь В.И.Даля

    КАСТА ж. род народного сословия, состояния; употреб. о народах, которых сословия, по вере своей, отделяются одно от другого, напр. об индийцах. Кастовый, сословный, относящ. к касте.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    КАСТА касты, ж. (португ. casta от латин. castus - чистый) (книжн.). 1. В Индии и других странах Востока - общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов. Каста браминов. 2. перен. Всякая замкнутая общественная группа, доступ в к-рую затрудняется или невозможен для посторонних (преимущ. о сословных и профессиональных дроблениях; неодобрит.). Наша политика состоит вовсе не в том, чтоб превратить партию в замкнутую касту. Сталин.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Каста (от португальского casta выражающего понятие санскр. термина jati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племен или рас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о "кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутая обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как ее изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К. несомненно еще не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга. При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили черное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побежденным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографического состава (вероятно - еще небольшого) арийского народа ведийских индусов, не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости и в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющих сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покоренной. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской мифологии высшая К. - брахманы - выводится из уст Брахмы, воины - Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из бедер, а ремесленная К. - Шудры - из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго проведен на практике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) всетаки были неизбежны; по закону Ману, индус может брать себе в жены женщин из своей и из любой низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой с ним К., а дети жен из других низших К. попадают в презренные смешанные К. Таким образом, арийская кровь все-таки проникала в жилы неарийского населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать, уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской крови. В результате современное индусское население Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух (точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых, обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время большинство высших, "дважды рожденных" К. - брахманов, раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья - не отличается ничем особенным в цвете кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и черной расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси черной крови к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рожденным от высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в еще более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер замкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий. Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам, утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К. все-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди христиан туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала узаконенная государством и освященная затем обычным правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но число К. и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.), гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего кастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась в известной чистоте только одна главная К. - брахманов. К. кшатриев, заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегда уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К., по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следует прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта: "Ostindische Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.", XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. еще прекрасные статьи Сенара, в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley, "Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes" (Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4 castes according to the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa" (Лонд., 1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs, "Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of People of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of the castes and tribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age" ("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ueber die Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т. X, 1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir: "Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People of India" (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.

    Cловарь синонимов Н. Абрамова

    каста см. общество, сословие

    5 букв в слове "каста": а а к с т.

    Анаграммы для слова каста:

    Слова, образованные из 5 букв слова каста:

    а аа ак ака акт ас аск аска ат ата атас ка каст кат ката катс са сак сака сат скат ст ста та так тка тс
    Слова из слова каста, по длине

    Слова, связанные со словом каста:
    Слова, начинающиеся на каста
    Слова, содержащие каста
    Слова, оканчивающиеся на каста
    Слова из слова каста, если изменить одну букву
    Слова на ка
    Слова заканчивающиеся на та
    Слова начинающиеся на кас
    Слова с ста в конце
    Слова из 5 букв, слова на букву к